Железную дорогу, соединившую Таиланд и Бирму, строили 250 тыс

Железную дорогу, соединившую Таиланд и Бирму, строили 250 тыс. человек. Корреспондент «Транссиба» во время своего отпуска побывал на Тайско-Бирманской железной дороге, чтобы своими глазами увидеть построенную в ходе Второй мировой войны магистраль, также печально известную среди местного населения, как Дорога Смерти.

Король среди экскурсий
Признаюсь, у меня не было мысли специально приезжать в район провинции Канчанабури лишь для того, чтобы посетить эту, теперь уже историческую, железную дорогу. Все намного проще: русские туристы, впервые приезжающие в Таиланд, первым делом идут в турагентства, чтобы подобрать себе экскурсионные туры для знакомства с этой страной. Не стал исключением и я. На роль самого популярного и «всеохватывающего» тура претендует «Поездка на реку Квай». В принципе, эта ознакомительная экскурсия дает представление о стране в целом, так как за два дня туристы посещают множество достопримечательностей, одной из которых и является знаменитая Дорога Смерти.
Для тех, кто в будущем планирует побывать в Таиланде, дам небольшой совет: не стоит приобретать экскурсии у отельных гидов, как бы они вас ни пугали ужасами об уличных агентствах. Простой пример: мои знакомые купили экскурсию у своего туроператора за 5 тыс. бат (1 бат примерно равен 1 российскому рублю), а я – за 3 тыс. бат в уличном агентстве.

Магистраль строили пленные
Как рассказала наш гид Нонна, когда в 1942 году японские войска вторглись в Бирму из Таиланда, для снабжения они использовали морской путь, который постоянно подвергался атакам подводных лодок. Кроме этого, требовалось большое количество транспортных судов.
– Очевидной альтернативой стало строительство железной дороги. Оно началось практически одновременно с двух сторон в июне 1942 года, а уже 17 октября 1943 года обе линии соединились, – пояснила гид.
Железную дорогу возводили около 180 тыс. азиатских каторжников и 60 тыс. военнопленных. Условия работы и содержания были ужасными. Во время строительства умерло более 100 тыс. человек. Сооружение Тайско-Бирманской железной дороги было признано военным преступлением.
Захоронения людей, принявших тяжелую смерть в лагерях и вдоль железной дороги, после войны были перенесены на три кладбища. Самое большое из них расположено в городе Канчанабури.

Второе рождение
В результате военных действий железная дорога во многих местах была разрушена, и движение по ней прекратилось. Реконструкция магистрали прошла в три этапа и завершилась 1 июля 1958 года. Восстановлена и до сих пор используется только часть дороги (130 км), большая часть линии разобрана, а рельсы использованы при строительстве других железнодорожных объектов.
На сегодня Таиланд и Мьянма выявили желание восстановить дорогу. Как было объявлено, страны будут развивать инфраструктуру региона между рекой Квай на территории Таиланда и портом Давей на территории Мьянмы.
Правительство Таиланда утвердило 203 проекта развития региона общей суммой в миллиард долларов.
Стоит добавить, что движение по железной дороге, построенной пленными, сейчас действует только на пятикилометровом участке на таиландской территории: по ней ходят специальные туристические поезда.
Автор: Виктор Мусиенко